Золотое кольцо России

• Мне о России надо говорить,
    Да так, чтоб вслух стихи произносили,
    Да так, чтоб захотелось повторить,
    Сильнее всех имён сказать: Россия!
    А. Прокофьев

Краткая информация по туру

Турфирма: ВТ-сервис

Даты поездки: 05.09-11.09.2008

Основные пункты путешествия: Покров – Владимир – Муром — Дивеево – Гусь-Хрустальный – Суздаль – Боголюбово – Кострома – Ярославль — Ростов Великий – Переславль-Залесский – Сергиев Посад

Города

Поездка по Золотому кольцу началась из Москвы. На комфортабельном автобусе мы довольно быстро выбрались на «Владимирский тракт», слушая увлекательный рассказ экскурсовода, с первых же минут захвативший наше внимание. Так мы приехали в Покров.

Покров

Покров является малым городом и находится в границах Петушинского района Владимирской области. Расположен в 15 км от границы Московской и Владимирской областей, на 105-м км к востоку от МКАД и в 82 км к западу от Владимира.

Город ведёт свою историю с 1778 года. Население, по данным на 2013 год, составляет 17 638 чел. (здесь и далее данные Википедии).

В этом городке нам провели небольшую познавательную экскурсию по местному музею, основная часть экспозиции которого посвящена… шоколаду. Дело в том, что в 1997 г. в Покрове была открыта шоколадная фабрика американского концерна «Kraft Foods», известного такими марками как «Alpen Gold», «Milka» и другими. Кондитерская фабрика – одно из основных предприятий в городе, и покровчане ей очень гордятся.

Недалеко от Покрова находится Введенское озеро, в центре которого на острове расположен Свято-Введенский Островной женский монастырь. Место очень живописное, располагающее к философским размышлениям. Как и в любом монастыре, там можно купить освящённые иконы, религиозные книги и т.п.

Далее наш путь лежал во Владимир.

Владимир

Владимир — административный центр Владимирской области, древняя столица Северо-Восточной Руси.

Город расположен преимущественно на левом берегу реки Клязьмы в 176 км к востоку от Москвы. Площадь города — 124,59 км². Население — 347 930 чел. (2013).

Основные достопримечательности Владимира – это Успенский и Дмитриевский соборы и крепостные Золотые ворота. Одним из ориентиров города служит стела в честь его 850-летия, расположенная на Соборной площади и в народе именуемая «Три дурака»: в основании стелы находятся три мужские фигуры, символизирующие три главных события в истории Владимира – его основание (фигура зодчего), борьбу с татаро-монголами (фигура русского воина) и строительство тракторного завода (фигура рабочего).

Безусловно, достопримечательностью является и знаменитый Владимирский централ – тюрьма строгого режима, место заключения многих известных политических и военных деятелей.

На меня же сильное впечатление произвёл потрясающий вид с Соборной площади на реку Клязьму внизу: хотелось стоять там и стоять, смотреть и смотреть – люблю я такие виды.

Вообще о самом городе у меня остались очень приятные воспоминания: чистенький, опрятный, уютный, тёплый. Мы жили в гостинице «Владимир» — пожалуй, лучшей гостинице за весь этот маршрут. Тем, кто поедет, рекомендую.

Также во Владимире есть одно культовое место – «Шеш-беш» называется (ресторан азербайджанской кухни): нас туда всё приглашали сходить поужинать, но я тогда так и не собралась – так вот и осталось ощущение какой-то недоделанности.

Из милого моему сердцу Владимира мы поехали дальше — по сильно разбитой дороге, мимо знаменитых муромских лесов.

Муром

Город Муром расположен на левом берегу реки Оки, в 137 км от Владимира, на границе с Нижегородской областью. Население города — 112 609 чел. (2013).

По программе у нас было запланировано посещение Свято-Троицкого женского монастыря и Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Женский монастырь известен тем, что в нём находятся мощи святых Петра и Февронии, покровителей семьи, любви и благополучия в браке, поэтому после экскурсии было предусмотрено свободное время для того, чтобы все желающие могли поклониться мощам святых. Мне, правда, всё же больше понравился Спасо-Преображенский мужской монастырь:  его территория показалась мне более ухоженной; огромное количество цветов, живописный прудик, аккуратно выложенные дорожки вместе с храмами и часовнями, будто сошедшими с картинки, создают атмосферу божественного умиротворения.

Также запомнился мне и памятник Илье Муромцу: легендарный русский богатырь с мечом в руке стоит и смотрит на реку Оку.

Полюбовавшись древним Муромом, мы отправились дальше – в Дивеево.

Дивеево

Дивеево - село в Нижегородской области, в 180 км от Нижнего Новгорода и в 65 км от Арзамаса. По официальным данным, количество жителей — около 6 500 человек.

Село это знаменито тем, что там находится Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, в котором хранятся мощи преподобного Серафима Саровского. Место это поистине святое и наполненное благодатью. Без тени сомнения могу сказать, что Спасо-Преображенский собор в Дивеево – один из красивейших соборов, когда-либо виденных мною; собор настолько гармоничен и «воздушен», что от него просто невозможно отвести взгляд. Рядом с ним расположен Троицкий собор, где можно поклониться мощам преподобного Серафима. К ним (как и всегда, наверное) была длинная очередь, поэтому я предпочла просто погулять по территории.

Экскурсию по монастырю для нас проводила местная послушница – она рассказывала очень вдохновенно, с любовью к каждому слушателю, так, что в конце экскурсии у меня лично создалось ощущение некой просветлённости. Она провела нас и по Святой Канавке – одной из главных святынь монастыря, вырытой вдоль тропы, по которой прошла Богородица. Если будете в Дивеево, обязательно пройдите по этой Канавке – не пожалеете.

После Дивеево нас повезли к близлежащему святому источнику с купелью – чтобы все желающие могли совершить омовение. Надо сказать, что вода в таких местах всегда ледяная, поэтому я рисковать всё же не стала.

Этот насыщенный день подошёл к концу, нас ожидала ночёвка в городе Гусь-Хрустальный (гостиница «Баринова роща»), а на следующий день – экскурсия в музей хрусталя.

Гусь-Хрустальный

Город Гусь-Хрустальный расположен в Мещёре на реке Гусь, в 63 км к югу от Владимира. Население — 58 571 чел. (2013).

Здесь в бывшем здании Георгиевского собора размещается музей хрусталя Мальцовых. Во время продолжительной экскурсии по музею нам показали большое количество образцов продукции из стекла и хрусталя – от незамысловатых массовых изделий до шедевров авторской работы. После посещения музея мы поехали на рынок хрусталя, где нам дали два часа свободного времени: я привезла оттуда на память замечательные бокалы для шампанского, по правде обладающие «волшебным» звоном.

К сожалению, насколько я знаю, в последние годы производство стекла и хрусталя было сильно сокращено (в определённый период даже полностью остановлено), и рынка того уже не существует. Это очень печально, но я всё-таки надеюсь, что всё постепенно восстановится и славные традиции гусевских мастеров будут продолжены. Да будет так.

Ну а мы возвращались во Владимир, с тем чтобы на следующий день посетить Суздаль.

Суздаль

Суздаль - город-заповедник на реке Каменке, притоке реки Нерли, в 26 км к северу от Владимира. Население — 10 240 чел. (2013).

Поскольку во Владимир нас привезли рано и оставалось ещё добрых полдня свободного времени, мы с активной частью группы решили совершить самостоятельную вылазку в Суздаль и посмотреть, в частности, Спасо-Евфимиев монастырь, который на следующий день, был бы закрыт и вообще в программу не входил. В душном местном автобусе, который, казалось, доживает свои последние дни, мы кое-как добрались до Суздали и были вознаграждены несколькими приятными часами общения с этим славным древним городом с богатой историей.

Благодаря значительному числу сохранившихся архитектурных памятников (прежде всего, церквей) Суздаль сохранила свою самобытность – как будто течение времени обошло её стороной – отовсюду веет духом старины. Многие здания, конечно, уже давно требуют реставрации, но это не лишает города очарования. Величественные крепостные валы, великолепные панорамы монастырей, многообразие церквей плавно погружают забредшего в город путника в глубокую историю – может быть, поэтому из всех городов по нашему маршруту Суздаль мне понравилась более всего (Дивеево – это отдельная история, т.к. это не город). На мой взгляд, это настоящая жемчужина «Золотого кольца».

На следующий день у нас была экскурсия в Суздальский кремль и музей деревянного зодчества, после которой мы отправились в Боголюбово.

Боголюбово

Боголюбово — посёлок в Суздальском районе Владимирской области, расположен в устье реки Нерли (при впадении Нерли в Клязьму), в 2 км к северу-востоку от Владимира. В 1,5 км от Боголюбова находится церковь Покрова на Нерли – то, ради чего, по правде говоря, моя поездка изначально и затевалась. Увидеть это чудо древнерусской архитектуры – моя детская мечта.

К церкви ведёт очень удобная дорожка, выложенная камнями, чтобы даже в «мокрый» сезон можно было без проблем подойти поближе к храму. На церковь Покрова на Нерли можно также полюбоваться и с панорамной площадки, расположенной на отдалении.

Храм датируется 1165 годом (!) и действительно поражает воображение. Маленький, изящный, невесомый он порой кажется ненастоящим – думается, вот-вот исчезнет как мираж. Говорят ещё, что церковь Покрова на Нерли особенно фантастично смотрится в период весеннего половодья, когда вокруг вода, а храм будто парит над ней. Увидеть это будет теперь моей новой мечтой. Владимиро-суздальские мастера возвели свой шедевр на рукотворном холме по уникальной технологии, благодаря которой его никогда не затапливало при разливах рек. Кстати, луг, на котором расположена церковь, объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения.

После содержательного рассказа местного гида особо «жаркая» часть нашей группы не преминула искупаться в пруду рядом с храмом. А я опять-таки решила не рисковать и посвятила время фотографированию: всем, кому посчастливиться там побывать, очень советую сфотографировать отражение храма в воде – прекрасные снимки получаются.

В Боголюбово также находится Свято-Боголюбский женский монастырь, но его посещение программой не предусматривалось. Наш путь лежал далее – к реке Волге, в Кострому.

Кострома

Кострома — город (с 1152 г.) на реке Волге, крупный речной порт. Численность постоянного населения — 271 445 чел. (2013). Площадь города составляет 144,5 км².

В Костроме наибольшее впечатление на меня произвёл Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь. Именно здесь, в Троицком соборе, в 1613 году состоялся торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова, поэтому Ипатьевский монастырь называют «колыбелью династии Романовых».

В тот день перед нами выступил мужской хор Ипатьевского монастыря, который потрясающе исполнил несколько композиций, в т.ч. мою любимую – «Отговорила роща золотая». Их проникновенное пение не могло оставить меня равнодушной, и по окончании выступления я приобрела на память CD-диск с песнями этого замечательного коллектива.

После посещения Ипатьевского монастыря мы совершили вместе с гидом пешеходную прогулку по Костроме, из которой больше всего запомнилась прекрасная набережная и беседка Островского – с неё открывается восхитительный вид на Волгу. Русский драматург, правда, никогда в этой беседке не сидел, и Катерина в Волгу бросалась совсем не отсюда, но всё равно место знаковое и очень популярное — как у туристов, так и у самих костромичей.

Переночевав в гостинице «Волга», на следующее утро мы отправились в Ярославль.

Ярославль

Ярославль — один из старейших русских городов, основанный в XI веке. Площадь города составляет 205 км². В настоящее время в Ярославле проживают около 599 169 чел. (2013).

В нашу программу по Ярославлю входило посещение церкви Ильи Пророка, прогулка по городу и экскурсия по территории Ярославского кремля. С погодой в тот день нам не повезло, наступило резкое похолодание, и, может быть, поэтому Ярославль не произвёл на меня такого сильного впечатления как, например, Суздаль.

Тем не менее, если говорить о церкви Ильи Пророка, то она, безусловно, заслуживает самого пристального внимания. Внутреннее убранство церкви отличается большим количеством росписей на бытовые темы, а золочёный резной иконостас с коллекцией древнейших икон прекрасно его дополняет. В общем, советую всем, кто поедет в Ярославль, обязательно посетить эту церковь.

Ярославский кремль – древнейшая часть города, в 2005 году территория его комплекса была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако на момент моего посещения вид у кремля был довольно унылый, поэтому никаких особенных воспоминаний о нём не осталось. Уверена, что за прошедшие 6 лет всё изменилось к лучшему и комплекс постепенно восстанавливается. Может быть, кто-то был там недавно – поделитесь своими впечатлениями, будет интересно.

Прогулка по городу прошла в быстром темпе, т.к. было холодно и ветрено; мы прошли по аллее от церкви Ильи Пророка к Стрелке, посмотрели на недавно установленную скульптурную группу по мотивам ветхозаветной Троицы А. Рублёва, сделали несколько фотографий – в т.ч. у камня в честь 975-летия Ярославля. Считается, что если к нему приложится каким-нибудь больным местом, то оно в скором времени пройдёт – прикладывались все, не знаю, может, кому и помогло :)

После Ярославля мы поехали в Ростов Великий.

Ростов Великий

Ростов Великий расположен в 53 км к юго-западу от Ярославля, на берегу озера Неро. Площадь города составляет 32,0 км², население по данным на 2012 год — 31 368 человек.

Ростов – ещё один древнейший город России, ведущий свою историю с 862 года. К сожалению, по состоянию на сентябрь 2008 года, Ростов производил очень грустное впечатление: неотреставрированные здания, разбитые дороги, практически полное отсутствие людей на улицах. Казалось, что город постепенно вымирает. Если с тех пор что-то изменилось, напишите.

Но остались о Ростове и приятные воспоминания. Во-первых, это, конечно, Ростовский кремль, несмотря на то, что он частично находился на реставрации. Нам провели очень интересную экскурсию по территории и рассказали об уникальных колоколах звонницы Успенского собора – там же можно было при желании купить CD-диски с записями их звона (говорят, он оказывает лечебное действие – не знаю, я тогда не купила…). Примечателен и тот факт, что именно в ростовском кремле снимали эпизоды всем известного фильма Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».

Ну а во-вторых, приятное воспоминание осталось от теплоходной прогулки по озеру Неро: 45 минут мы любовались видами Ростова с воды и слушали рассказы местного гида. Эта прогулка в программу не входила: мы сами решили посвятить ей предоставленное нам свободное время, т.к. больше особенно идти было некуда.

Ночевали мы в ростовской гостинице «Боярский двор». Сами номера вполне себе ничего, удобные, но вот планировка гостиницы вызывает недоумение: такого количества лестниц, ведущих то вверх, то вниз, я, пожалуй, больше нигде не видела… Чтобы дойти до своей комнаты, надо несколько раз подняться и спуститься – вместе с чемоданом, разумеется. 6 лет прошло, а до сих пор помню эти переходы:)

На следующий день, после завтрака, мы покинули Ростов и отправились в Переславль-Залесский.

Переславль-Залесский

Переславль-Залесский расположен в 140 км от Москвы, на берегу Плещеева озера, в месте впадения в него реки Трубеж. Население – 40 930 чел. (2013).

Город этот знаменит, главным образом, тем, что здесь в 1220 году родился Александр Невский. В честь него на Красной площади Переславля установлен бюст великому князю.

За время небольшой экскурсии мы посмотрели Никитский монастырь, полюбовались Плещеевым озером с небольшой возвышенности, постояли у так называемого Синего камня, являющегося объектом поклонения язычников. Камень этот ничего особенного собой не представляет: просто большой валун тёмно-синего цвета и весом около 4 т. Все кусты вокруг обвязаны верёвочками и тряпочками, оставленными многочисленными туристами «на желание». На мой взгляд, интересного в этом камне ничего нет, но, тем не менее, он является одной из достопримечательностей, и сюда регулярно привозят туристов.

Покинув Переславль, мы направились в последний пункт нашего путешествия по Золотому кольцу – Сергиев Посад.

Сергиев Посад

Сергиев Посад находится в 52 км от Москвы на реке Кончуре с её притоками. Население города – 108 490 чел. (2013).

Конечно, главная достопримечательность Сергиева Посада – это Троице-Сергиева Лавра, занесённая в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Свято-Троицкая Сергиева Лавра – крупнейший православный мужской монастырь России, основанный в 1337 году Сергием Радонежским.

Территория Лавры очень обширна, и за те несколько часов, что мы там были, всё посмотреть, безусловно, не удалось, а посмотреть бы надо. Прекрасные Троицкий и Успенский соборы, усыпальница Годуновых, монастырская трапезная, патриаршие покои, – всё заслуживает отдельного внимания, поэтому советую всем желающим приехать туда отдельно на день-два, чтобы спокойно, без спешки всё осмотреть. Мне, пожалуй, больше всего запомнился величественный Успенский собор с его пятью куполами, один из которых позолочен (символизирует Спасителя), а четыре остальных – синего цвета с золотыми звёздами (символизируют четырёх евангелистов). Рядом с ним находится богато украшенная беседка с чашей, из которой льётся чистая родниковая вода – можно смело пить. Неподалёку стоит памятник основателю Лавры – преподобному Сергию Радонежскому.

В общем, во всех отношениях место это святое и чудесное, и, на мой взгляд, каждый православный человек должен там побывать – чего и Вам советую.

Итак, Сергиев Посад был последним городом на нашем недельном маршруте – к вечеру мы вернулись в Москву, где меня ждал поезд на Санкт-Петербург.

Видеоклип по путешествию по Золотому кольцу

Организация

Проживание

Несколько слов о гостиницах, в которых мы останавливались. Поскольку поездка была достаточно давно, некоторые подробности из памяти уже стёрлись, потому пишу кратко.

Лучшей гостиницей на маршруте, как я уже отмечала выше, я считаю отель во Владимире с одноимённым названием. Гостиница удобна по месторасположению: совсем рядом с Соборной площадью; номера комфортные – ничего лишнего (3 звезды всё-таки), но и всё, что нужно, имеется и находится в исправном состоянии.

Также неплохая гостиница была и в городе Гусь-Хрустальный, «Баринова роща» называется. Правда, привезли нас туда довольно поздно, поэтому оценить удалось только кровать – больше ничего и не надо было тогда :)

Что касается гостиницы «Волга» в Костроме, то её главное достоинство – это красивый вид из окна, если, конечно, Ваш номер выходит окнами на Волгу. В остальном, отель так себе: чувствуется, что построен он уже давно и требует реставрации.

Ну и гостиница «Боярский двор» в Ростове Великом – о ней я уже писала. Сами номера были неплохими, но вот бесконечные лестничные переходы, по которым надо перемещаться в обнимку с чемоданом – решение сомнительное.

Питание

Питание по программе у нас было 2-разовое и, на мой непритязательный вкус, вполне приличное. Никаких излишеств, конечно, но сытно: шведский стол на завтрак и обед или ужин в различных кафе. На обед, как и полагается, суп, второе и какой-нибудь десерт; на ужин – салатик и что-нибудь горячее, чай. У меня лично (да и, по-моему, ни у кого из группы) претензий не было: всё вкусное и свежее. Докупить необходимое без проблем можно было в близлежащих магазинах.

Транспорт

По транспортному обслуживанию у меня также не было никаких вопросов и претензий. Водитель был профессионал, никаких накладок не возникало. В промежутках между рассказами гида по ходу поездки, в автобусе всегда играла музыка – почти всё время, правда, одна и та же кассета, но нам не надоело :)

Итоги

Достоинства программы: прекрасная организация, детально продуманный маршрут, хорошие гиды (особая благодарность Элизе — отчество, к сожалению, не помню – она была с нами от Владимира до Костромы, кажется), хорошие гостиницы, комфортный автобус (особая благодарность водителю).

Недостатки программы: мне совершенно не понравилась женщина-гид в Муроме – не понравилась явно формальным подходом к своей работе и тем, что совершенно не давала времени на фотографирование; также хотелось бы побольше времени на Сергиев Посад и Ярославль: получилось галопом.

Оценка путешествия по 5-балльной шкале и рекомендация

Общая организация – 5

Продуманность маршрута – 4 (мало свободного времени в Сергиевом Посаде и Ярославле)

Услуги гида – 4 (основные претензии к гиду в Муроме)

Условия проживания – 5

Питание – 5

Транспортное обслуживание – 5

Рекомендация:

Всем, кому интересна история России и у кого есть желание увидеть своими глазами шедевры русской архитектуры, посетить святые места и насладиться красотой природы Центральной России, ехать обязательно. Оно того стоит, поверьте.

BELMAR — С ЛЮБОВЬЮ К РОССИИ!