Большое псковское путешествие

  • С высоких круч забытые века
    Глядятся разорёнными кремлями
    В речной разлив, и, башенными снами
    Утомлена, задумалась река.
    Б. Семёнов

Краткая информация по туру

Турфирма: Tourist Terminal

Даты поездки: 09.08-11.08.2013

Основные пункты путешествия: Любенск – Псков – Изборск – Печоры – Выбуты – Елизарово – Гдов

В Псков мы с родителями сначала думали ехать самостоятельно, но потом нашли интересную и недорогую программу и купили путёвку. Помимо самого Пскова и Печор маршрут включал ещё немало интересных мест, куда сами мы вряд ли бы поехали.

Автобус отправлялся прямо из Санкт-Петербурга, от станции метро «Московская».

Группа набралась довольно большая – человек двадцать пять, но нам удалось занять более-менее удачные места в середине автобуса. Около 8 утра мы двинулись в путь, и всю дорогу до нашей первой остановки, гид рассказывала о проезжаемых нами достопримечательностях и читала стихи великих русских поэтов — прежде всего, конечно, Пушкина, т.к. двигались мы по Царскосельскому тракту, по которому Александр Сергеевич сам не раз путешествовал.

Доехав до Луги, мы ненадолго остановились у мемориала «Партизанская слава», где защитники Лужского рубежа смогли задержать врага на три недели, за что Луге было присвоено почётное звание города воинской славы.

Спустя ещё один час дороги, мы прибыли в Любенск – деревню, где находится музей-усадьба Н.А. Римского-Корсакова.

Города и достопримечательности

Любенск

В любенской усадьбе прошёл последний год жизни Римского-Корсакова, а до её покупки композитор несколько лет отдыхал в расположенном неподалёку месте Вечаши. Николай Андреевич очень любил эти края, чудесная природа давала ему вдохновение, именно здесь им были написаны оперы «Царская невеста», «Садко» и «Золотой петушок». Последняя опера долго не ставилась из-за цензуры, что отрицательным образом сказалось на здоровье композитора, и в 1908 году он умер в результате очередного приступа сердечной астмы.

Во время Великой Отечественной войны усадьба была полностью уничтожена, восстановили её только в 90-х годах, во многом благодаря стараниям внучки композитора Татьяны. Тогда же здесь был посажен замечательный яблоневый сад, дарами которого мы с большим удовольствием полакомились. Один из местных сортов яблок я вообще видела в первый раз: плоды некрупные, ярко-жёлтые, полупрозрачные и удивительно сладкие. Набирать можно было сколько угодно, я помню, мы взяли их ещё с собой в дорогу и доедали потом в гостинице – очень уж вкусные яблоки оказались.

Но главное, конечно, всё же не яблоки, а музей-усадьба, подробную экскурсию по которому для нас провела местная гид. Внутри дома воссоздана обстановка тех лет: стоит рояль, на стенах развешаны старые фотографии; для нас специально завели патефон с записью арии из «Золотого петушка». С веранды открывается живописный вид на садик и пруд перед домом – красивые фотографии получаются.

После экскурсии нам дали минут сорок свободного времени, которых как раз хватило на прогулку по садику, фотографирование и сбор яблок. Любенск – очень уютное и тихое место, где царят покой и умиротворение; хотелось бы задержаться там подольше, но надо уже было ехать в Псков. Так что, если у вас будет возможность побывать в Любенске, обязательно воспользуйтесь ей — там просто не может не понравиться!

Псков

От Любенска до Пскова мы ехали почти два часа и были в городе в три дня.

Псков – один из древнейших городов России, первое упоминание о нём в летописях относится к 903 году. Город расположен на слиянии рек Великой и Псковы и основан великой княгиней Ольгой – женой князя Игоря. По легенде, когда Ольга стояла на берегу реки Великой, ей привиделись три луча, сходящих с неба в одну точку на противоположном берегу – там и был заложен Троицкий собор, положивший начало всему городу; на месте же, где стояла княгиня, сейчас находятся Ольгин крест и часовня.

В древние времена Псков имел очень большое значение, выступая оборонительным и торговым центром страны. Однако по прошествии нескольких веков значимость его уменьшилась, и сегодня Псков – всего лишь небольшой город с населением 208 тыс. чел. (2015; здесь и далее данные Википедии).

Обзорная экскурсия, которую проводила наша экскурсовод, началась с Псковского Кремля, или Крома, как его ещё называют. Поселения вокруг детинца на Руси именовались околицей, а вся территория – городищем. Кремль обнесён мощной крепостной стеной, её южная часть являлась самой важной и называлась «Перши» — «грудь» города.

Пожалуй, самой удивительной постройкой Псковского Кремля был Довмонтов город, на территории которого в средние века находилось 18 церквей (!) – такого количества храмов на сравнительно небольшой площади больше не было нигде. К сожалению, ни одна из церквей до наших дней не сохранилась, и на месте Довмонтова города сейчас можно увидеть только их фундаменты.

Для защиты от врагов в крепости были предусмотрены рвы, земляные валы, частоколы с заострёнными концами («горотьба»), а также захаб – «коридор смерти», в котором неприятеля забрасывали камнями и поливали кипящей смолой. Странно только, зачем враг вообще совался в этот заведомо смертельно опасный коридор, но на этот вопрос нам ответа не дали. Также существовали подземные ходы для незаметного выхода из города.

Главная постройка всего архитектурного ансамбля Псковского Кремля – это, разумеется, Троицкий собор. Нынешний собор – уже четвёртый по счёту, т.к. предыдущие сгорели (первый и третий) или разрушились (второй). Внутри храма – уникальный семиярусный иконостас (каких в России всего два) высотой 42 м; высота самого Троицкого собора – 74 м. Его чудодейственными иконами признаны икона Богоматери, обрамлённая жемчугом, и изображение святого Пантелеймона.

Перед Троицким собором находилась вечевая площадь, где решались все внутренние вопросы. Ходить на собрания разрешалось только мужчинам, обсуждение проходило по принципу «кто кого перекричит». Кстати, слово «увечье» произошло как раз оттуда, так как дело иногда доходило до рукоприкладства и травм, полученных прямо на вече.

Посмотрев Кремль, мы проехали по городу на автобусе, отметив для себя места для самостоятельного посещения в свободное время, и отправились чуть дальше – в окрестности Пскова, где нас ожидало некое интерактивно-сказочное представление с Бабой Ягой и ужин.

Учебно-спортивная база «Динамо»

Приехали мы в итоге на учебно-спортивную базу, которая расположена в очень приятном месте: посреди соснового бора, рядом с живописным озером. Спустя некоторое время заявилась обещанная Баба Яга вместе с Иванушкой Дурачком, и началась свистопляска. По сценарию, Иванушка отравился яблоками, и мы, конечно же, должны были непременно его спасти, пройдя ряд испытаний. Детали раскрывать не буду, а то станет неинтересно, если вдруг вы тоже туда поедете; скажу лишь, что организовано всё неплохо, со здоровым юмором и достаточно талантливо. Единственное только, всё это действо затянулось почти на полтора часа, а народ был уже сильно голодный, поэтому, на мой взгляд, программу стоило бы немного укоротить (или сделать ужин в начале).

Ужин, между прочим, в программе обозначенный как «сказочный пир», оказался совершенно обычным и мне совсем не запомнился.

К вечеру нас привезли обратно в Псков и разместили в гостинице «Рижская». Ложиться спать было ещё рано, и мы решили немного прогуляться по окрестностям: сфотографировались у памятника княгине Ольге (работы Церетели) перед гостиницей, дошли до места основания Пскова с Ольгиным крестом и часовней. Там мне удалось сделать одну из лучших своих фотографий: Псковский Кремль на фоне предгрозового неба.

Так завершился этот богатый на впечатления день, впереди были Изборск и Псково-Печерский монастырь.

Изборск

Изборск, как и Псков – один из древнейших городов России. Первое упоминание о нём в летописях относится к 862 году. Расположен Изборск в 30 км к западу от Пскова, на берегу Городищенского озера.

Согласно летописи, в Изборске правил младший брат Рюрика Трувор, и всё поселение получило название Труворово городище.

Приехали мы туда около 11 утра и по программе должны были идти на осмотр Изборской крепости, но, к сожалению, из-за восстановительных работ вход туда был закрыт. Соответственно, не удалось нам подняться и на башню Луковку, с которой открывается хороший вид на весь Изборск. Однако для того чтобы насладиться красивыми панорамами, вовсе не обязательно забираться на башню: для этого подойдёт любая возвышенность, а их там в силу особенностей ландшафта предостаточно. Изборские пейзажи – сплошной восторг! На них хочется смотреть, не отрываясь, так, чтобы запомнить всё до мельчайших деталей и потом мысленно «пересматривать» дома, как бы возвращаясь туда снова и снова.

От Изборской крепости мы спустились к озеру и подошли к Словенским ключам – источникам, известным ещё с XVII века. Всего их двенадцать, поэтому эти источники ещё называют ключами Двенадцати апостолов, в честь которых они и освящены. Воду, как нам сказали, можно пить смело, только надо иметь в виду, что она ледяная. Для удобства с собой рекомендуется захватить чашки или бутылки. Мы попили из разных ключей, и могу сказать, что на вкус это обычная родниковая вода, везде одинаковая (хотя говорят, что разная).

До отъезда оставалось ещё много времени, и мы поднялись наверх, чтобы продолжить любоваться изборскими пейзажами. Для полноты картины на глади Городищенского озера показались лебеди: стайка из восьми птиц медленно и величаво проплыла мимо нас, так спокойно и безмятежно, что на миг даже захотелось присоединиться к ним.

Вообще, я считаю, нам очень повезло, что в Изборске было столько свободного времени – больше двух часов. В таких красивых местах обычно всегда надо куда-то спешить, бежать, поэтому успеваешь только сделать фотографии да в лучшем случае снять видео — и всё. Тут же можно было сидеть и созерцать, никуда не торопясь – за такие, вот, мгновения я и люблю путешествия.

В час дня мы покинули Изборск и уже через полчаса были в Печорах.

Печоры

Печоры – небольшой город в Псковской области рядом с российско-эстонской границей, население – чуть больше 10 тысяч человек (2015). Главной достопримечательностью Печор является знаменитый Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастырь.

Монастырь был основан преподобным Марком в 1473 году. До создания обители монахи жили в местных «Богом зданных» пещерах, имеющих, скорее всего, природное происхождение. В приделе перед входом в пещерный комплекс хранятся мощи святой Вассы, святого Марка и святого Лазаря, далее идут семь ходов-галерей, в конце каждого из которых расположены ряды гробов, поставленных друг на друга. Самые старые гробы представляют собой просто половины стволов деревьев, выдолбленные изнутри. Право быть похороненными здесь давалось только особо почитаемым людям.

Вход в пещеры сейчас ограничен и осуществляется по предварительной договорённости, при желании можно ещё попытаться незаметно пристать к какой-нибудь группе, идущей туда — по-другому внутрь не попасть. У нас в программу посещение пещер, увы, не входило, а перед входом толпилась очередь, поэтому я не стала пытаться туда пройти – может быть, в другой раз получится. Удалось зайти только в придел перед входом и посмотреть на мощи Печерских преподобных – Вассы, Марка и Лазаря.

По дороге к монастырю экскурсовод рассказала нам ужасную историю про преподобного Корнилия, служившего здесь игуменом в XVI веке. Дело в том, что до Ивана Грозного, отличавшегося своей подозрительностью, как-то дошли слухи о готовящемся уходе Корнилия со всей братией на Запад. И когда Корнилий вышел встречать царя в его очередной приезд, Грозный в гневе замахнулся своим жезлом и отрубил ему голову. Поняв, что совершил страшное, Иван Грозный понёс истекающее кровью тело настоятеля к монастырю, и с тех самых пор эта дорога получила название «Кровавый путь».

Комплекс Псково-Печерского монастыря включает в себя храм святого Михаила, Успенский собор, Никольскую надвратную церковь, а также большую звонницу, которая в своё время была надстроена на один уровень, чтобы поместить туда большой колокол. Все здания выполнены в светлых тонах и выглядят очень жизнерадостно, а Успенская церковь со звёздочками на куполах смотрится просто как игрушка. На территории монастыря чисто и ухожено, повсюду деревья, зелень и клумбы с разными цветами.

Разумеется, находясь там, надо соблюдать традиционные ограничения в отношении одежды: женщины должны быть в длинных юбках, с покрытой головой и закрытыми плечами, мужчины – без головного убора и в брюках (не в шортах). Народу в тот день было много — по-моему, в связи с тем, что отмечался какой-то церковный праздник, т.к. мы стали свидетелями крестного хода. По этой причине два часа, что мы тут провели, прошли в суете и размышлениях, куда всё-таки лучше пойти – просто погулять по территории, потолкаться в храмах или всё же попытаться прорваться в пещеры. В пещеры, как я уже писала, попасть не удалось, так что мы, в основном, просто гуляли и фотографировали.

В Печорах у нас также был обед. К сожалению, названия кафе, где он проходил, я не записала и не запомнила, зато никогда не забуду наивкуснейший пирог с яблоками, что принесли на десерт. Только что испечённый, из пушистого теста и свежайших яблок, пирог был идеален во всех отношениях – вкуснее и лучше, наверное, уже быть не может :)

Из Печор мы возвращались в Псков, где должны были ещё посетить Поганкины палаты.

И снова Псков

Итак, Поганкины палаты. Построены они были в XVII веке и принадлежали зажиточному купцу Поганкину. Здание белого цвета и состоит из трёх корпусов: трёхэтажного, двухэтажного и одноэтажного. Известно также, что Поганкин одним из первых сделал в доме туалеты – тогда это было доступно только очень состоятельным людям. В XVIII веке в роду Поганкиных никого не осталось, и со временем палаты преобразовали в музей.

По поводу происхождения фамилии купца бытуют разные версии. Так, «поганым» купца мог обозвать царь, когда тот посмел спросить, сколько дани нужно отдать царю; или фамилия могла появиться из-за прозвища «поганка», данного неумелому повару, отравившему кого-нибудь. Как было на самом деле, неизвестно.

В экспозициях музея представлена коллекция икон, старинные украшения; отдельная выставка посвящена истории Пскова и народным промыслам. Помню, местная гид рассказала много интересного об иконах: в частности, я узнала, что первым иконописцем на Руси был Лука, который перерисовал изображение Богоматери, отразившееся однажды на столбе. Простых людей на иконах изображать было не принято, для этого требовалось высочайшее благословение. Основными красками и материалами, использовавшимися в иконописи, являлись киноварь, малахит, ультрамарин, охра и сусальное золото.

На этом экскурсионная программа второго дня нашего путешествия завершилась, дальше было свободное время.

Поскольку в Пскове огромное количество церквей и многие из них расположены относительно недалеко от гостиницы «Рижская» (у меня была карта Пскова), мы решили посвятить свободный вечер им. В частности, мы посмотрели церкви Василия на Горке, Анастасии Римлянки в Кузнецах, Николы со Усохи, Михаила и Гавриила Архангелов. Внутрь, правда, не заходили, т.к. все храмы, по-моему, были тогда уже закрыты. Снаружи эти церкви выглядят, прямо скажу, не очень – требуется серьёзная реставрация, но все они действующие и находятся под охраной государства.

На пути через Ольгин мост я ещё сфотографировала видневшийся вдали Мирожский монастырь с зелёными куполами церквей, его Спасо-Преображенский собор стал когда-то первым каменным храмом Пскова; однако туда мы уже не пошли ввиду отсутствия времени.

Рассматривая псковские храмы, мы случайно набрели на памятник «Два капитана», который установлен перед детской библиотекой имени В.А. Каверина на Октябрьском проспекте. Капитаны Иван Татаринов и Саня Григорьев увековечены в бронзе и изображены в движении — решительными и целеустремлёнными; проект памятника утверждал сам писатель.

Также мы прошли мимо второго в Пскове памятнике княгине Ольге – работы скульптора Клыкова. Ольга изображена со своим внуком – будущим князем Владимиром, который держит в руках икону с ликом Христа.

Гуляя по улицам Пскова, я мысленно сравнивала его с Великим Новгородом, где была годом ранее, и пришла к выводу, что Новгород выглядит более ухоженным – и в плане состояния зданий, и в плане чистоты улиц. Псков же местами смотрится совсем уныло и кажется заброшенным. Может быть, конечно, за два прошедших года ситуация изменилась к лучшему, и Псков оживает – не знаю, но хотелось бы на это надеяться.

Выбуты

Третий день, завершающий наше путешествие, начался с посещения села Выбуты – родины княгини Ольги. Находится оно недалеко от Пскова (в 12 км) на левом берегу реки Великой, в том месте, где она разделяется на два рукава.

Именно здесь как-то гостил князь Игорь и повстречал на паромной переправе красивую девушку. Князь запомнил её и в следующий раз приехал в Выбуты уже свататься. Так Ольга стала княгиней, впоследствии названной Великой, т.к. она первой приняла христианство и была очень почитаема в народе.

Однако назвать Ольгу «всепрощающей христианкой», руководствующейся заповедью «Возлюби ближнего своего как самого себя», язык не поворачивается: достаточно вспомнить её месть древлянам за убийство мужа. Если вкратце, то дело было так. Князь Игорь был убит древлянами за то, что не удовлетворился полученной данью и вернулся, чтобы собрать ещё. После этого они отправили к Ольге старейшин-послов – посватать её за своего князя. Ольга расправилась с послами и, скрыв факт убийства, велела прислать новых, которые также были убиты.

На этом месть не закончилась. Княгиня объявила древлянам о своём скором приезде к ним и велела приготовить побольше мёда. Про убийство послов древляне по-прежнему не знали, думая, что Ольга просто оставила их у себя. Приехав к древлянам с малым войском, Ольга дождалась, пока древляне опьянеют, и приказала воинам изрубить их – было убито около 5 тысяч человек!

Но и это ещё не всё. Эта коварная женщина пообещала древлянам оставить их в покое, если те пришлют ей несколько своих воробьёв и голубей. Получив птиц, она привязала им горящие тряпки и отпустила назад – в результате древлянская столица Искоростеня, куда вернулись птицы, была сожжена дотла. Такая, вот, история.

Вообще, если посмотреть на изображения княгини Ольги, то можно поверить, что всё так и было, т.к. выглядит она очень властной женщиной, способной в отместку за убийство мужа истребить тысячи людей.

Сами Выбуты – место не самое интересное, из достопримечательностей там только храм Ильи Пророка XV века да памятный камень с табличкой, информирующей о том, что здесь родилась Ольга. Церковь находится в неплохом состоянии и является действующим храмом, где проводятся богослужения. Местный служитель провёл нам краткую экскурсию по храму и близлежащей территории.

Покинув Выбуты, мы направились в село Елизарово.

Елизарово

В Елизарово находится Спасо-Елеазаровский женский монастырь, основанный в XV веке преподобным Евфросином (в миру Елеазаром). Знаменит монастырь тем, что в XVI веке в нём жил старец Филофей – автор известного высказывания «Москва – третий Рим», ставшего одним из основополагающих начал Русской церкви. Как писал Филофей, «два Рима пали, третий стоит, четвёртому не быти», и из этого следует, что именно Москва является центром вселенского православия.

При советской власти монастырь закрыли, а помещения использовали под зернохранилище и танцплощадку. Возобновила свою работу обитель только в 2000 году. Сегодня там можно увидеть три чудодейственных иконы: Богоматери Царьградской, Спаса и трёх святителей (Василия, Григория и Иоанна).

На территории монастыря очень красиво: много клумб с цветами, есть симпатичный прудик с мостиками и фонтаном, чисто. Экскурсию по храму – Собору Трёх Святителей – проводила одна из сестёр-послушниц. Она рассказала нам подробнее про историю создания монастыря, показала главные иконы и изложила концепцию учения «Москва – третий Рим». Поначалу я слушала её с интересом, но постепенно тон рассказчицы делался всё более суровым и резким, и в конце она стала почему-то делать акцент на том, что все католики – те ещё грешники, и гореть им в аду, а православие – единственная истинная вера. На мой взгляд, так говорить совершенно недопустимо, существуют разные веры и разные христианские конфессии, и, будучи адептом какого-то одного учения, надо уважительно относиться ко всем остальным.

В свободное время после экскурсии мама пошла покупать в церковной лавке икону, которую в храме можно было сразу же освятить, а мы с папой просто погуляли и пофотографировали друг друга. К этому времени как раз закончился дождь, который с небольшими перерывами накрапывал с самого утра, на улице было свежо и приятно. Мы подошли к ручному листовому колоколу, стоящему на площадке неподалёку от храма: на нём выбиты те самые слова старца Филофея про «третий Рим». В колокол (биль) может ударить любой желающий — у кого сил хватит, т.к. биль очень тяжёлый; но уж если ударить, то звон будет слышен долго.

В отношении Спасо-Елеазаровского монастыря ещё как-то ходил слух, что сюда якобы назначат настоятельницей Людмилу Путину. В действительности, это, конечно, полная ерунда; правдой является лишь то, что Людмила Путина часто приезжала в этот монастырь, а из федерального бюджета были выделены значительные средства на его восстановление (что и видно).

В Елизарово мы пробыли два часа, после чего двинулись в Гдов – последний пункт нашего маршрута.

Гдов

Гдов – небольшой город, в 125 км к северу от Пскова, с населением всего 3,7 тыс. чел. (2015).

Первое упоминание о Гдове в летописях относится к 862 году. В XIV-XV вв. в Гдове был построен кремль, часто подвергавшийся нападениям врага. По окончании Северной войны, в ходе которой Гдов сначала был занят шведами, а потом освобождён, укрепления стали не нужны, и город начал приходить в запустение. Однако затем к власти пришла Екатерина – она включила Гдов в состав Петербургского уезда, и город вновь стал развиваться; в частности, там существовало льняное производство.

В годы Великой Отечественной войны Гдов обороняли совсем юные бойцы. Фашисты захватили город 17 июля 1941 года, а в 1944 году после снятия блокады Ленинграда немцы в отместку полностью разбомбили Гдов. В результате древняя крепость до наших дней почти не сохранилась, остались лишь небольшие фрагменты её стены.

Относительно происхождения названия «Гдов» имеется несколько версий. По одной из них, город получил своё имя от речки Гдовки, название которой в переводе означает «тихая, спокойная вода»; по другой, Гдов – это удел вдовствующей княгини Ольги, «город вдов». Возможно также, что Гдов стал «городом вдов» после того, как местные мужчины ушли отбиваться от очередных захватчиков и многие, в итоге, не вернулись домой.

Всё это и многое другое рассказала наша гид в Гдове, показывая нам город. Как оказалось, в Гдове есть свой Поцелуев мост (названный по аналогии с петербургским), а также улица с поэтическим названием «аллея Вздохов». В городе сохранилось несколько старинных купеческих домов, принадлежавших ранее купцам Трофимову, Бояринову, Голытову и др.

Главная же достопримечательность и святыня Гдова – Святодержавный Димитриевский собор. Ранее на его месте стоял собор, посвящённый Дмитрию Солунскому, но в 1944 году его взорвали немцы. В начале 90-х годов храм восстановили за счёт пожертвований, собранных приходом; значительную часть средств дал отец Лев. Строили собор по средневековым технологиям, благодаря чему он не кажется новоделом. В 1994 году храм был освящён в честь священномученика Вениамина.

Несмотря на восстановленный храм, Гдов произвёл на меня грустное впечатление: пустынные улицы, разрушенная крепость, старые домишки – смотришь на это всё, и кажется, что город постепенно вымирает. Ещё и пасмурная погода добавила «нерадостности» в окружающий пейзаж. Очевидно, что Гдов не является популярным туристическим объектом, туда, в основном, завозят группы, путешествующие по таким комбинированным программам, как наша — в этом и состоит ценность этих туров: они позволяют увидеть места, куда сам вряд ли поедешь.

Из Гдова мы уехали в шестом часу вечера. Программу немного скорректировали: вместо обеда в ресторане на берегу Чудского озера у нас был ужин в Кингисеппе, в кафе при каком-то старом доме отдыха. В Петербург мы приехали около 10 вечера, как и было запланировано.

Погода

С погодой нам, в общем, повезло: из трёх дней два вообще простояли на ура, было тепло и солнечно; на третий пошёл дождь, заставший нас в Выбутах и Елизарово, но мы переждали его на экскурсиях в храмах и вымокнуть не успели. Разумеется, в такие поездки необходимо брать с собой зонтик и плащ-дождевик, т.к. погода непредсказуема, и никакой прогноз не даст вам стопроцентной гарантии, что сбудется.

«Большое Псковское путешествие» — летняя программа, которая предлагается в июле и августе. На мой взгляд, ехать всё же лучше в августе, т.к. в июле может быть очень жарко, и, кроме того, к августу как раз поспеют те самые любенские яблоки, о которых я писала в начале :)

Организация

Проживание

Обе ночёвки у нас были в псковской гостинице «Рижская». Это «три звезды», и указанному уровню отель вполне соответствует: номера маленькие, ничего лишнего, но всё необходимое есть и работает (в частности, в нашем трёхместном номере имелись телевизор и холодильник).

Местоположение удобное: гостиница находится не очень далеко от центра. За время своих непродолжительных вечерних прогулок мы без труда доходили до реки Великой и Ольгиного моста,  до многих церквей и часовен.

Питание

Программа включала в себя два завтрака в гостинице, два обеда (один из которых превратился в ужин) и один ужин. В общем, кормили неплохо, но и не так, чтобы очень уж вкусно. Мне запомнились только чудесные пироги с яблоками в Печорах.

В остальное время можно было купить еду в магазинах, расположенных в непосредственной близости от гостиницы, или перекусить в местных кафе и ресторанах.

Транспорт

Автобус нам дали хороший – большой, с кондиционером и удобными креслами. К водителям претензий нет. На маршруте обошлось без задержек, и в серьёзные пробки мы, к счастью, не попали.

Работа гидов

Работу гидов я оцениваю как хорошую: что наша основная сопровождающая, что экскурсоводы на местах (в Любенске, в Поганкиных палатах, в Выбутах и Гдове) успели рассказать очень многое и так, что их было интересно и приятно слушать. От экскурсии по Спасо-Елеазаровскому монастырю у меня остались смешанные чувства, т.к. я никак не могу согласиться с некоторыми высказываниями сопровождавшей нас послушницы – впрочем, это моё субъективное мнение, а в целом всё было нормально.

Итоги

Достоинства программы: обзорное знакомство с основными достопримечательностями Псковщины и возможность посетить такие непопулярные места, как Выбуты и Гдов.

Недостатки программы: затянутое представление с бабой Ягой, мало времени в Печорах (не включено посещение пещер).

Оценка путешествия по 5-балльной шкале и рекомендация

Общая организация – 4 (из-за неполного соответствия программе)

Продуманность маршрута – 5

Услуги гида – 5

Условия проживания – 5

Питание – 4 (ну, вот, как-то не тянет на «отлично»)

Транспортное обслуживание – 5

Рекомендация:

В целом, предложенная программа хорошая, и я могу порекомендовать её всем, интересующимся Псковом и окрестностями. Это отличный недорогой вариант для тех, кто хочет ненадолго сменить обстановку, проехаться по родным краям и кому не требуется повышенный комфорт и особенный сервис.


BELMAR — С ЛЮБОВЬЮ К РОССИИ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *